Потребительские права в цифровую эпоху

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. Его тематику определяет Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International – CI). В 2018 году он проходит под девизом "Making digital marketplaces fairer" - "Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».

В настоящее время индустрия "электронной коммерции" по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развивается очень динамично.

По мере глобализации данного сегмента потребительского рынка и вовлечения в него все большего числа активных пользователей Интернетом (в том числе за счет расширения спектра соответствующих мобильных средств связи и их доступности) стали заметнее проявляться неурегулированные законодательством отношения, что позволяет недобросовестным участникам рынка использовать данное обстоятельство в целях получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и законным правам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес-сообщества.

В этой связи является закономерным то, что в Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года №1837-р, подготовленной Роспотребнадзором во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей, прошедшего 18 апреля 2017 года, поставлены цели, задачи и принципы государственной политики в области защиты прав потребителей исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир. В частности, через актуализацию и систематизацию потребительского законодательства, как одного из ключевых направлений работы на ближайшую перспективу. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того касается это, например, приобретения офлайн товаров и услуг или покупок в сети «Интернет». Тем более, что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети «Интернет» потребуется не только изменение законодательства, но и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.

При этом особое внимание необходимо уделять праву потребителей на получение четкой и ясной информации, чтобы они могли принимать обоснованные решения относительно покупки и использования Интернет – ресурсов. Потребителю должно быть понятно, кто именно несёт ответственность в каждой точке цепи поставки товара и в дальнейшем в течение всего срока его использования.

Уважаемые потребители! В рамках проведения Всемирного дня защиты прав потребителей просим Вас принять участие в нашем опросе.

Потребительские права в цифровую эпоху

Ваш возраст *

% Голосов
5,26% 1 До 18 лет
57,89% 11 От 18 до 45 лет
36,84% 7 Старше 45 лет
 

Ваш социальный статус *

% Голосов
15,79% 3 Учащийся (студент)
10,53% 2 Безработный
68,42% 13 Работающий
5,26% 1 Иное
 

Считаете ли Вы себя активным пользователем сети Интернет? *

% Голосов
84,21% 16 Да
15,79% 3 Нет
 

Приобретали ли Вы товары дистанционным способом? *

% Голосов
100% 19 Да
0% 0 Нет
 

Возникали ли у Вас проблемы связанные с приобретением товаров дистанционным способом ? *

% Голосов
26,32% 5 Да
73,68% 14 Нет
 

Знаете ли Вы, что при дистанционной покупке потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течении семи дней? *

% Голосов
73,68% 14 Да
26,32% 5 Нет
 

Знаете ли Вы о Законе РФ "О защите прав потребителей"? *

% Голосов
94,74% 18 Да
5,26% 1 Нет
 

Знакомы ли Вы с "Правилами продажи товаров дистанционным способом"? *

% Голосов
57,89% 11 Да
42,11% 8 Нет
 

Обращались ли Вы с возникшими проблемами в сфере защиты прав потребителей? *

% Голосов
15,79% 3 В Роспотребнадзор
0% 0 Суд
0% 0 Общественные организации
0% 0 Средства массовой информации
84,21% 16 Не обращался
0% 0 Иное